«Самым важным явлением в школе,
Самым поучительным предметом,
Самым живым примером для ученика
Является сам учитель.»
А. Дистервег
Говорят, Бог дал каждому свое предназначение. Мое – учить и воспитывать детей. Я – молодой учитель физики. Ещё в школе решила, что буду учить, и уже задумывалась над вопросом «Легко ли быть учителем?» Конечно, знала об ответственности, о необходимости быть требовательной, логично выстраивать материал урока, четко объяснять… Но не думала, что все требования, которые я предъявляю ученикам, в первую очередь должна предъявить себе.
Профессия учителя привлекла меня, прежде всего своей гуманностью и благородством. Быть учителем для меня – значит быть человеком творческим, индивидуальным, с богатым внутренним миром и неистощимой жизненной энергией. Когда я перешагнула порог школы, передо мной встал вопрос: Какой он, мой ученик? Что его интересует? Как стать ему не только примером, но и другом? Как заинтересовать своим предметом? Сегодня обществу нужен человек-творец, умеющий самостоятельно и критически мыслить, способный видеть и творчески решать возникающие проблемы. Для достижения хороших результатов учитель должен развиваться вслед за изменяющимся обществом. Мое кредо как учителя физики – сделать изучение предмета интересным, эффективным и нешаблонным.
Обо всём этом думала я и до того, как пришла в школу. И вот - школа. И дети, ещё не имеющие понятия об этой точной науке или настороженно относящиеся к ней. Вначале я думала, что для успешной работы мне будет достаточно хорошего знания своего предмета. Но я ошибалась. Время показало, что этого мало. Теперь я, в полной мере, поняла, что учить других – это так сложно.. Главная моя задача на сегодняшний день – освоить «бездну пространства» педагогической профессии, не оставив ни одного неизведанного уголка этой бескрайней вселенной. Умение передать знания - это необходимое, но недостаточное условие, чтобы считаться Новым учителем Новой школы. Учитель сегодня – организатор процесса обучения. Он – консультант, помощник, управленец.
С течением времени изменяется государство и общество, а значит, меняются требования, предъявляемые государством и обществом к учителю и ученикам. Остается открытым вопрос, какие качества ученика (или «компетенции») должны быть константными, т.е. не зависящими от времени, а какие качества должны быть «подвижны», т.е. необходимыми для жизни в обществе. Так, например, всего 10-15 лет назад владение компьютерными технологиями не входило в число «компетенций» современного человека. Это значит, что ни одна профессия в такой степени не зависит от времени, так как учительская. Осознание новых целей, стоящих перед школой, послужило для меня мотивом для поиска путей достижения этих целей. Пришлось пересмотреть многое: начиная с содержания курса физики и анализа возможностей использования его для формирования ключевых компетенций учащихся, отбора наиболее оптимальных технологий обучения, выбора характера организации учебного процесса.
По моему мнению, физика является одной из самых динамично развивающихся наук. За последнее время сделано огромное число физических открытий самого высокого уровня. Это связано, с одной стороны, с появлением новых мощных теоретических представлений и методов, а с другой, с быстрым развитием экспериментальных методик, основанных на использовании принципиально новых научных приборов, методов и технологий. Разве можно представить сегодняшний мир без достижений науки и техники, конечно нет! А какой ещё предмет, как не физика, даёт учащимся не только глубокие знания основ современной техники, но и формирует у них способы научного познания, мышления и практической деятельности. Учит детей осмысливать, оценивать и усваивать информацию, применять её в жизненных ситуациях. Моя цель как педагога, как учителя физики средствами своего предмета помочь учащимся думать, самостоятельно принимать решение, делать открытия, самостоятельно добывать знания, решать возникающие проблемы, нести ответственность за принятое решение.
Одна из главных задач учителя, по моему мнению - это развитие и воспитание детей знающих, культурных, умеющих самостоятельно добывать знания. Для меня важно, чтобы дети учились рассуждать, доказывать, находить причинно-следственные связи, строить аналогии. Одним из важнейших направлений, помогающим мне решить эту задачу, является внедрение информационных средств в процесс обучения, формирование у учащихся информационной компетенции. Методическая тема, над которой я работаю, - «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках физики».
Как хочется, чтобы ученики на моём уроке, стремились узнавать новое, хотели чему-то учиться, рассуждали и спорили, искали и доказывали. Приняв как аксиому слова Галилео Галилея « человека нельзя научить, развить, воспитать; он может только научить себя сам, то есть научиться, развиться, воспитаться», я понимаю, что мне нужно создать условия, при которых у учащихся появляется потребность « включения» в активный процесс познания. Совершенно ясно одно: на смену традиционной педагогике приходит новая, нацеленная на конкретного ребенка, для которого учеба должна быть не мукой, а увлекательным, желанным занятием. Педагогика вдохновляющая, внимательная, поддерживающая. Но как этого достичь?
Наверное, каждый учитель помнит свой первый урок. Я тоже помню… Накануне перед уроком весь день готовилась, даже репетировала и конечно страшно волновалась.
Двухэтажное здание теплым осенним днем встретило меня легкой прохладой. Улыбчивый завуч проводила до кабинета, пожелала удачи и поспешила по своим делам. Я собрала все свое мужество и вошла в кабинет.
- Вы теперь будете вести у нас физику? – спросил какой-то мальчуган.
-Да!
-Прикольно!!!
Помню, как сразу же по звонку затряслись руки, содрогнулся голос, в голове всё сразу перепуталось. В этот момент хочу сказать спасибо своим ребятам, они поддержали меня, слушали внимательно, не отвлекались, как будто поняли моё волнение. Я сразу поняла, что они не просто мои ученики, они мои друзья. Учитель, прежде всего, должен любить детей. А что это значит? Это значит, что педагог должен принимать их всерьёз, считаться с их характерами, признавать их личностями, найти общий язык со своими учениками, войти в доверие, построить отношения на понимании дружбе. Мне понравилось учить детей, я ощутила себя очень счастливой.
После урока ко мне подошёл тот же мальчуган и спросил: «Ну, как? Легко быть учителем?» В тот момент я опять не нашла, что ответить.
Теперь мои уроки значительно отличаются от первого: чувствую себя уверенно, лучше знаю особенности предмета и класса, использую новые технологии на уроке. Особенно счастливой я себя чувствую, когда у ребят горят глаза, им безумно интересно всё новое, каждый хочет сам попробовать проделать опыт, выполнить виртуальный эксперимент на компьютере, внимательно рассматривают красочные картинки на слайдах, все активны, любознательны, не это ли мечта учителя? Я считаю, что использование компьютера в качестве эффективного средства обучения существенно расширяет возможности педагогических технологий. Физические компьютерные энциклопедии, интерактивные курсы, всевозможные программы, виртуальные опыты и лабораторные работы позволяют повысить мотивацию учащихся к изучению физики. Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную почву для применения современных информационных технологий. Одним из основных направлений применения информационных технологий на уроках физики, я считаю, выполнение компьютерного физического лабораторного эксперимента. Компьютер становится помощником не только ученика, но и учителя.
Да, тяжек педагогический труд в школе, но построение урока тоже требует большого педагогического мастерства, творчества учителя и времени, и после школы труд учителя только начинается. Приношу домой гору тетрадей, которые нужно проверить, гору учебников, из которых нужно выбрать самое главное, интересное, соответствующее новым требованиям образования. Учебно-методический комплекс Александра Васильевича Пёрышкина и в частности предмет физика таковы, что объём информации, который необходимо освоить учащемуся возрастает с каждым учебным годом, а количество часов, отводимых на его изучение, не изменяется. При такой загруженности не хватает времени на решение расчетных и качественных задач, на закрепление материала, так как одна тема сразу же сменяет другую. Причём особенности преподавания предмета таковы, что практически каждый урок несет в себе новый объём информации, который ученик должен освоить, понять и принять. Времени же достаточного на осмысление и закрепления практически не остается. Передо мной возникла проблема информационной адаптации человека в обществе. Если ученик не имеет достаточных навыков обработки получаемой им информации, он испытывает большие трудности и теряет интерес, как к процессу учения, так и к самому предмету. Но со временем научилась преодолевать и эту проблему: учу детей технологиям познавательной деятельности, умению осваивать новые знания в любых формах и видах, а главное качественно обрабатывать получаемую ими информацию, применять её на практике при решении различных видов задач. А так же мной практикуется метод проектов после изучения конкретной темы или раздела, это позволяет учащимся самостоятельно при помощи сети интернет, электронных энциклопедий глубже погрузиться в ту или иную тему.
Ещё одна важная задача учителя, на мой взгляд, - увидеть даже в самом маленьком человеке индивидуальность, найти свой особый подход к каждому ученику. В нашей школе классы маленькие. Индивидуальные возможности каждого ребёнка разные. Учащимся, имеющим низкие учебные способности и низкий уровень мотивации, уделяю больше времени на уроке: индивидуальная работа, карточки с разноуровневыми заданиями, алгоритмы выполнения опытов, практических работ. С учащимися, имеющими повышенный интерес к предмету, организую индивидуальные консультации, помогаю учащимся организовать самостоятельную образовательную деятельность в форме индивидуальных заданий и заданий для самоподготовки, знакомлю их с возможностями компьютерных технологий для подготовки к ГИА, олимпиадам. Для участия в олимпиадах необходимо выявить среди учащихся одарённых детей. Но здесь опять встаёт проблема: образовательной практике нет четких критериев определения одаренных детей, недостаточно содержательных материалов по проблеме диагностики и развития одаренности. Тем не менее, я стараюсь выявить одаренных детей по физике через тестирования, собеседования, индивидуальную работу. Интересна ребятам и внеклассная работа, а особенно решение задачи, которые не выходят в рамки школьной программы по физике.
Деятельность современного учителя сегодня, как никогда, невозможна без знания психологического портрета ученика и умения использовать достижения науки и техники в образовательном пространстве школы. Становится понятным, что современному учителю даже, тому, кто посвятил этой благородной миссии всю жизнь, необходимо всегда упорно и усердно стремиться к развитию и обучению. Иначе никак нельзя. Иначе никогда не удастся «угнаться» за растущими детьми, никогда не удастся добиться от них благосклонности …
Завтра новый день. Каким он будет? Какими войдут в класс мои ученики? Увижу ли вновь пытливость в их глазах? Не пропадет ли желание удивляться? Завтра будут новые вопросы, сомнения, удачи, трудности. А я буду помогать им, найти свою, пусть даже узенькую и труднопроходимую, тропу. Не тянуть за руку на гору, находясь на ее вершине! Помочь преодолеть её, идти рядом, вовремя подставить надежное учительское плечо.
Позади остался шкафчик в раздевалке детского сада, уютный, светлый школьный класс, преподаватели, курсовые и дипломные. Теперь каждый день меня встречают мои ученики, такие разные: весёлые, грустные, смешные, шальные. Снова уроки. Один урок не похож на другой. Урок требует мук, вызывает сомнения, усталость и разочарование, преображает и окрыляет. И теперь, я так отвечу на свой детский вопрос: «Легко ли быть учителем?» Учителем быть нелегко, но главное им быть...